Вернуться к обычному виду

Историческая справка по Сортавальскому муниципальному району

sort_map.pngГород Сортавала расположен в юго-западной части республики Карелия, на северном берегу самого крупного водоема Европы – Ладожского озера, вблизи границы с Финляндией.

Более 8 тысяч лет назад в этих местах поселились племена саамов. В VII-IX веках н.э. на побережье Ладоги пришли новые финно-угорские племена с территории Финляндии, Эстонии и южных берегов Онежского и Ладожского озер. В X-XII веках за счет смешения этих племен на территории Карельского перешейка, Северного Приладожья и юго-восточной части современной Финляндии образовалась народность корела, являющейся предком современных карел. Впервые корела упоминается в Новгородской летописи в 1143 году.


Название местности Сортавала появилось около тысячи лет назад, когда у древних карел развивалось пожеговое земледелие, и по одной из версий означает «пожеговая земля».

Новгородцы, торговавшие с карелами, нарекли эту местность Сердовольем и в XII веке включили ее в состав Новгородской республики. Шведы неоднократно пытались поработить карел. После заключения в 1323 году между Новгородом и Швецией Ореховецкого мирного договора Сердоволье стало центром Никольско-Сердовольского погоста Корельской земли. В XV веке на острове Риеккалансаари (в переводе «Греческом») новгородцами была построена церковь Св. Николая Чудотворца, которая, пережив многие беды, продолжает действовать до сих пор.

В 1478 году все владения Новгорода перешли Московскому княжеству. Никольско-Сердовольский (Сердобольский) погост стал частью Корельского уезда Водской пятины. В 1500 году в состав погоста входило 160 деревень.

Никольско-Сердобольский погост, как и весь Корельский уезд, был «яблоком раздора» между Россией и Швецией. В 1580 году шведы захватили Корельский уезд и Плюсским перемирием 1583 года закрепили его за собой.

В 1590 году Россия предприняла попытку вернуть утраченные территории. Война со Швецией закончилась заключением в 1597 году Тявзинского мирного договора, по которому карельская земля была возвращена России.

В 1611 году шведы вновь вторглись на территорию Корельского уезда, захватили его и по Столбовскому договору 1617 года почти на сто лет стали его хозяевами.

В ходе войн коренное православное население Никольско-Сердобольского погоста не раз покидало родные места и уходило вглубь России.

В письме от 17 июня 1632 года шведский король Густав II Адольф высказал пожелание основать на завоеванных им территориях – в Ингерманландии и Карелии - новые торговые города, в том числе и город Сордавала. Вопрос о строительстве города Сортавала несколько раз ставился перед шведскими властями. Генерал-губернатор Финляндии Питер Брахе предписал перенести центр будущего города с острова Риеккалансаари на материк, в наполовину пустовавшую деревню Келиемяляниеми. Только в 1646 году началось заселение города местными купцами, которые на несколько лет были освобождены от уплаты налогов.

С 1651 по 1680 годы город Сортавала с прилегающей территорией входил в состав графства, владельцем которого был Густав Банер. Герб рода Банеров послужил основой для печати и герба города.

Во время русско-шведской войны 1656 - 1658 годов город Сортавала временно заняли русские войска. По договору 1661 года город со всем Корельским уездом вновь отошел к Швеции. В конце этой войны Сортавала покинули еще сотни коренных жителей. На опустевшие земли из Финляндии пришли финны и карелы лютеранского вероисповедания.

В 1697 году землемером Ингерманландии Эриком Белингом был составлен первый план города Сортавала, структура которого сохранялась почти 230 лет, до 1920-х годов. Главная улица города называлась Турункату (Комсомольская). Она вела с пристани к Торговой площади.

В январе 1705 года, в город Сортавала вошел русский отряд, и уничтожив шведский гарнизон, вернулся в Россию. В начале 1710-х годов разоренный войной и покинутый жителями город Сортавала, практически отошел к России, хотя и продолжал официально считаться под властью шведов до окончания Северной войны.

В 1721 году, по Ништадскому мирному договору, бывший город Сортавала, превратившийся в обыкновенную деревушку Сердоболь с населением в три десятка человек, вместе со всей губернией Кексгольм, был официально закреплен за Россией. С 1727 году в Сердоболь стало возвращаться население.

По мнению большинства ученых, название Сердоболь образовалось в результате приспособления к русскому языку карельского названия местности «сортавала». Поначалу «сортавала» звучало как «сердоволь», но это слово не имело смысла и его вскоре заменили на «сердоболь», что означало в свое время «близкий родственник» или «родня».

В 1741 году Швеция объявила войну России, пытаясь вернуть утраченные территории. Эта скоротечная война закончилась подписанием в 1743 году Абосского мирного договора, по которому Швеция вновь признала свое поражение.

В 1744 году деревня Сердоболь вместе с Сердобольским погостом, вошла в состав Кексгольмской провинции только что образованной Выборгской губернии. На территории губернии сохранялись шведские законы, судебная и налоговая системы, официальный шведский язык и церковное управление.

С 1770-х годов в окрестностях Сердоболя началась добыча мрамора и гранита для украшения храмов и дворцов Санкт-Петербурга. Развивается лесопильное производство. В Сердоболе вновь процветает торговля.

26 июля 1783 года Екатерина II подписала указ о возвращении деревне (местечку) Сердоболь статуса города. Уже в 1784 году город Сердоболь становится центром обширного уезда, территория которого занимала почти все Северное Приладожье (современные Питкярантский, Сортавальский и часть Лахденпохского районов).

В 1788 году Екатерина II утвердила герб города Сердоболя. Его описание гласит: «В голубом поле на золотых древках красные знамена, положенные крестообразно».

В 1799 году был составлен «План уездного города Сердоболь», который практически ничем не отличался от плана Белинга 1697 года.

В 1801 году на самой высокой точке города - горе Кисамяки по проекту Юхани и Матти Салонен была построена новая лютеранская церковь. Храм сгорел во время войны 2 февраля 1940 года.

Последняя русско-шведская война 1808-1809 годов не затронула Сердоболь. Бои проходили преимущественно на территории современной Финляндии. В то время в Сердоболе стоял Белозерский полк, который участвовал в небольших военных баталиях в районе Рускеала, Пялкъярви и Йоенсу.

По заключенному в 1809 году Фридрихсгамскому мирному договору, государственная граница России заняла положение современной границы Швеции и Финляндии. В 1811 году император Александр I принял решение об образовании Великого Княжества Финляндского, в состав которого вошли Выборгская губерния и «Новая Финляндия» - территория, отвоеванная у Швеции в 1809 году.

6 февраля 1838 года государь утвердил новый план города Сердоболя, выполненный архитектором К. Л. Энгелем. По этому плану предполагалась перекройка улиц исторической части города – «Старого города», построенного еще шведами.

В 1857 году в городе насчитывалось всего 242 постройки, из которых 191 – на территории «Старого города».

В 1860 году Александр II утвердил новый план Сердоболя, разработанный губернским архитектором Карлом Альбертом Эдельфельдом. Этот план в основных чертах напоминал старый план Энгеля, но сохранял направление сети улиц «Старого города», как это было в XVII веке, превращал территорию горы Кисамяки в парк, расширял порт и позволял улучшить пожарную безопасность в городе.

Постройка Сайменского канала в 1856 году и последовавшее за этим получение городом Йоенсуу права ведения заморской торговли, разрушили торговый путь, в течение тысячи лет проходивший через Сортавала. Развитие порта было остановлено. До конца 1880-х годов в городе построили всего около двух десятков домов.

Некоторое оживление в жизни маленького города вызвало основание в 1880 году учительской семинарии, и последовавшее за этим строительство учебных и жилых построек на южном берегу залива Вакколахти, в деревне Кюмеля.

Строительство Карельской железной дороги, связавшей в 1893-1894 годах города Выборг, Сердоболь и Йоенсуу, дало новый импульс к развитию города, в котором стали появляться новые промышленные предприятия.

В 1873 году в Сердоболе по проекту архитектора Николая Гребенко была построена новая православная церковь Святых Апостолов Петра и Павла.

В 1893 году Сенат утвердил новый план города, разработанный выборгским архитектором Иваром Аминовым. Город перешел на южный берег залива Вакколахти, где появился железнодорожный вокзал и примыкающий к нему с запада район Така – Кюмеля. Была предпринята попытка расширить порт, но отведенная для порта территория оказалась мелководьем.

В последующие десятилетия город развивается по плану Аминова, с учетом предыдущего плана Эдельфельда. В конце XIX в. в Сортавала строятся деревянные дома по проектам финских архитекторов Ивара Аминова, Езефа Стенбека, Густавсона, Вернер Полона, Йохана и Оскара Леандеров и других.

В 1903 году в ветхом «Старом городе» вспыхнул большой пожар, уничтоживший десятки домов. Это послужило началом сноса старых деревянных построек и строительства первых каменных многоэтажек. Многие шедевры городской архитектуры были созданы в короткий промежуток времени - с 1904 года до 1915 года по проектам известных финских архитекторов Э. Сааринена, П. Уоттила, Я. Аренберга, У. Улберга и др.

31 декабря 1917 года глава советского правительства В. И. Ленин подписал декрет о предоставлении Финляндии полной независимости от России. Город Сердоболь переименовывается в Сортавала.

Население и территория города растут быстрыми темпами. К 1920 году его площадь увеличивается в более чем в два раза, а население – почти в три раза по сравнению с 1890 годом. Растет производство сельхозпродукции и промышленных товаров. Развивается лесная промышленность.

В 1920-е годы было снесено 90 % деревянных домов «Старого города», и на их месте появились каменные кварталы. Проектировщиками многоэтажных домов в Сортавала были финские архитекторы Ю. Виисте, Э. Хуттунен, У. Улберга, Ю. Васкинен и др.

Активно застраиваются новые районы города. Открылась первая народная школа и духовная семинария. Город стал крупным туристским центром, через который ходили суда на святой остров Валаам. Сортавальские летние песенные праздники были известны даже за пределами Финляндии. Развивался спорт.

Мирную жизнь города Сортавала оборвала начавшаяся 30 ноября 1939 года советско-финская («Зимняя») война. Во время бомбежки советской авиацией 2 февраля 1940 года третья часть города была уничтожена. 13 марта 1940 года был подписан мирный договор, по которому к Советскому Союзу отошел весь Карельский перешеек, город Выборг и Приладожская Карелия, в том числе и город Сортавала. Финское население эвакуировалось в течение трех дней, а на освободившиеся территории начали приезжать советские переселенцы.

В начале Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, Сортавала был взят финскими войсками. Население города и остатки оборонявшихся воинских частей эвакуировались на остров Валаам, а оттуда – на защиту Ленинграда. Исключительное мужество и стойкость при обороне города проявили воины 168-й стрелковой дивизии под командованием полковника Андрея Леонтьевича Бондарева. Одна из улиц Сортавала впоследствии была названа в честь этого прославленного командира.

С осени 1941 года в Сортавала устремился поток переселенцев из Финляндии, которые через год восстановили жизнь города.

В июне 1944 года началось наступление советских войск в Карелии и финское население эвакуировалось Финляндию. Город Сортавала был освобожден и с сентября 1944 года вновь стал советским. Сюда приезжают переселенцы из Белоруссии, Украины, Поволжья. Восстанавливается хозяйство. Возобновляют свою работу мебельно-лыжный комбинат в Хелюля, а в самом городе - типография, рыбозавод, пивзавод, хлебокомбинат и молочный завод. Начинаются занятия в школах и техникумах. Развивается сельское хозяйство, добыча и переработка камня.

Динамичное развитие города было прервано в начале 1990-х годов, когда стали закрываться некогда процветающие промышленные предприятия и совхозы. В последние годы в городской экономике наметились позитивные изменения.

Сейчас город Сортавала является административным центром одного из 16 муниципальных районов Республики Карелия.

В административном отношении территория района делится на 3 городских поселения и 2 сельских. В самом городе проживает 22 тысячи человек, общая численность населения района – 34.2 тысячи человек.

Население города Сортавала в пищевой (рыбопереработка) и деревообрабатывающей промышленности, на добыче облицовочного и строительного камня, в производстве строительных материалов, металлургии, в сфере услуг.

Город Сортавала – «малая архитектурная энциклопедия»

Город Сортавала называют «малой архитектурной энциклопедией», поскольку на его территории сохранились постройки, выполненные в самых разных архитектурных стилях: эклектика, финский национальный романтизм (неоромантизм), неоклассицизм, функционализм, конструктивизм и др.

Многие архитектурные шедевры Сортавала были построены известными финскими архитекторами: У.В. Улбергом, П. Уоттила, Э. Саариненом, И. Я. Аренбергом, Ф. А. Съестремом, И. Аминовым, Й. Леандером и др. Во многих зданиях использовался природный камень (преимущественно серый сердобольский гранит, гранито-гнейс, амфиболит), добыча которого велась в черте города и на его окраинах. Почти все эти сооружения сохранились до нашего времени, и являются памятниками архитектуры. Самыми яркими сооружениями города являются следующие.

640x480_krasilnikov.jpgДом купца Красильникова (1840 г., деревянное, стиль ампир, в н.в. )
DSC03103.jpgЦерковь Апп. Петра и Павла (в н.в. Св. Николая Чудотворца), построенная в кирпиче камне архитектором Н. П. Гребенко в 1873 г. на деньги купцов Елисеевых. Стиль «русский» с элементами барокко и классицизма.
DSC02353.JPGРатуша (в н.в. городская центральная библиотека) – построена в 1885 г. Ф. А. Съестремом из дерева и камня в стиле эклектика.
640x480_kalancha.JPG Пожарная каланча (1888 г., архитектор И. Аминов, дерево, камень)
640x480_museum.jpgДом Г. Винтера (в н.в. Региональный музей Северного Приладожья) – построен в 1900 г. архитекторами А. Шульманом и Э. Густавсоном в дереве и камне. Стиль финский национальный романтизм.
390x250_hospis.jpgСортавальская окружная больница (быв. Военный госпиталь) – построена в кирпиче и камне в 1901 г. по проекту архитектора М. Съерфбека. Стиль псевдоготика.
DSC06275.JPGЛицей (в н.в. Сортавальский колледж) – построен в 1901 г. архитектором И.Я. Аренбергом в стиле псевдоготика. Материал – кирпич и камень
Музей К.ГоголеваЗдание фирмы «Карьялан раута» братьев Кивиненых (в н.в. выставочный зал народного художника К. Гоголева) – построено из кирпича и камня в 1904 г. по проекту Г. Сохлберга.
P1010010.JPGНародный банк и дом Леандера (в н.в. Сбербанк) – построен в 1905 г. из кирпича и камня в стиле финский национальный романтизм архитекторами Э. Саариненым, Г. Гезеллиусом, А. Линдгреном, Й. О. Леандером.
640x506_asmr.jpgДом купца Сиитонена (в н.в. администрация Сортавальского муниципального района) – построен из кирпича и камня в 1907 г. в стиле северный модерн архитектором П. Уоттила.
DSC03060.jpgГимназия (в н.в. филиал ПетрГУ) – здание построено в 1911 г. также из кирпича и камня по проекту И.Я. Аренберга. Стиль псевдоготика.
P1010005.JPGОбъединенный банк Северных Стран (в н.в. почтамт) – построен по проекту архитектора У.В. Улберга в 1913 г. из кирпича и камня в стиле финский национальный романтизм.
DSC07103.JPGТипография библейской литературы (в н.в. магазины и офисы) – построена в 1914 г. по проекту архитектора В. Леандера в кирпиче и камне. Стиль псевдоготика.
DSCN8186.jpg Финляндский банк (в н.в. Банк России) – построен в 1915 г. архитектором У.В. Улбергом в стиле неоклассицизм из кирпича и камня. Это единственное здание в городе, фасад которого полностью облицован местным сердобольским гранитом.
DSC03058.jpgТорговый дом фирмы «Юхтион Раутта» (в н.в. банк «Онего», редакция газеты «Ладога» и др.) – построен из кирпича и камня в 1915 г. по проекту архитектора У.В. Улберга. Стиль неоклассицизм. Это здание единственное в городе, украшенное пилястрами и полуколоннами, выполненными из красного гранита с берегов Кирьявалахти.
DSC08220.JPGДом Вегелиуса (кафе «Ладога») – построено в 1926 г. архитектором К. Боргом. Материал – кирпич, камень.
DSC0012751.JPGНародная школа (в н.в. школа № 1) – построена в 1929 г. по проекту архитектора Ю. А. Васкинена из кирпича и камня в стиле функционализм.
DSC02749.JPGЗдание АО «Келломаниеми» (в н.в. жилой дом) – построено по проекту У.В. Улберга в 1930 г. из кирпича и камня.
DSC02857.JPGХельсинский акционерный банк Финляндии (в н.в. детская библиотека, магазины и жилой дом) – построено в 1936 г. из кирпича и камня по проекту архитектора Р. Финниля.
DSC0128057.JPGЦерковь Иоанна Богослова (Ю.О. Виисте, 1931 г., кирпич, камень)
DSC_0040.jpgУправление Финской православной церкви (в н.в. жилой дом и художественная школа) – построено по проекту архитектора Ю.О. Виисте в кирпиче и камне в 1931 г. Стиль эклектика.
DSC071029.JPGЗдание шюцкоровской организации «Ладожская крепость» (в н.в. Сортавальский колледж) – построено в 1931 г. в кирпиче и камне архитекторами Фростерусом и Грипенбергом.
deda.jpgПамятник «Рунопевец» (бронза, гранит, 1935 г., А. Сайло, У. Улберг)
DSC02857.JPGХельсинский акционерный банк (в н.в. детская библиотека, магазины, СЭС и т.д.) – построено в кирпиче и камне архитектором Р. Финниля в 1936 г. в стиле функционализм.
DSC03170.JPGДом Туркама (в н.в. военкомат и жилой дом) – построен в 1937 г. архитектором Э. Хуттуненым в кирпиче и камне в стиле функционализм.
DSC09129.JPGГостиница «Сеурахуоне» (в.н.в. молодежно-детский центр) – построена из кирпича и камня в 1939 г. по проекту архитектора Э. Хуттунена в стиле функционализм.
640x480_shans.jpgЗдание Восточно-Карельского кооператива (в н.в. магазин «Шанс, магазины и жилой дом) – построено в 1939 г. в кирпиче и камне в стиле функционализм.



Праздники

В Сортавала издавна жила хоровая традиция. Уже во второй половине XIX века здесь славились мужской хор, смешанный хор, действовало Музыкальное общество с духовым оркестром. Были хоры в Сортавальской учительской семинарии, Лицее. В парке Ваккосалми имелось Певческое поле с уникальными акустическими данными В 1896 году на этом поле в Сортавала было принято решение провести Всефинляндский праздник песни. Традиция проведения таких праздников песни была привнесена в Финляндию из Эстонии, где в 1869 году проводился первый общегосударственный певческий праздник. К празднику песни 1896 года в парке Ваккосалми была построена У. Бломстедтом специальная сцена для выступлений, а на горе Кухавуори – смотровая башня. На праздник 1896 года в Сортавала прибыло 10 смешанных, 6 женских, 5 мужских хоров и 11 духовых оркестров, всего около 1000 певцов и исполнителей. 18 июня состоялось открытие праздника в Ваккосалми, который продолжался до 20 июня. В рамках праздника состоялись конкурсы хоров, оркестров и отдельных исполнителей, а также конкурс музыкальных сочинений.

Следующий праздник песни и исполнительного искусства прошел в Сортавала в 1906 году. В оформлении декораций и сцены участвовали художники Вяйне хямяляйнен и Лаури Мякинен. Праздник начался 15 июня и продолжался до 17 июня. В программу праздника кроме песенно-исполнительного конкурса вошло традиционное народное гулянье с хоровым пением, игрой на кантеле, исполнением рун и речей. Хотя этот песенно-исполнительский праздник не собрал много народа, он стал запоминающимся музыкальным и культурным событием края.

26-28 июня 1926 года в Сортавала прошел новый песенный праздник. Специально к празднику были проведены большие работы в парке: устроили бетонную лестницу на гору Кухавуори, построили кафе «Лотта», переделали сцену Певческого поля. В числе многочисленных гостей прибыл и президент Финляндии Лаури К. Реландер. В этом празднике песни участвовало 53 хора, 2792 исполнителя. На Певческом поле собралось рекордное количество зрителей – 6 тысяч человек.

В июне 1935 года в Сортавала состоялся последний, самый грандиозный праздник песни, организованный Фондом приграничной Карелии и посвященный 100-летней годовщине со дня издания первого выпуска эпоса «Калевала». В этом празднике участвовали: 81 смешанный хор (2636 певцов), 31 мужской хор (764 певца), 24 женских хора (589 певиц), 12 оркестров, всего – 148 музыкальных коллективов и 4259 исполнителей. В парке Ваккосалми собралось 10 тысяч человек, где прошли концерты и конкурсы. В рамках данного праздника в Сортавала состоялось открытие памятника «Рунопевец» (А. Сайло). В последний день праздника, посвященный «Калевале» на Певческом поле Ваккосалми собралось 25 тыс. человек. Этот праздник еще раз показал, что карельский и финский народы имеют высокую культуру, которая берет свое начало из древних времен, когда создавались руны карело-финского эпоса «Калевала». К сожалению, после этого, за всю историю послевоенного города Сортавала подобных праздников не проводилось, за исключением фестиваля «Миры встречаются», который намного уступал по уровню организации и количеству участников.



Дата изменения: 18.01.2013 12:51