Вернуться к обычному виду

Новое в законодательстве


Прокурор: Терешков Николай Владимирович             
Почтовый адрес прокуратуры: 186750, Республика Карелия, г. Сортавала, ул.Суворова, 3
Телефон/факс: (81430) 4-78-35




Новое в законодательстве

7. Административная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
Федеральным законом от 27.12.2018 № 521-ФЗ введена в действие новая норма административного законодательства, предусматривающая ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
В соответствии со ст.20.3.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Данная норма предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на юридических лиц – от 250 тысяч до 500 тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.3.1 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором.
Цель возбуждения вражды и ненависти, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности какой-либо социальной группе является одним из основных признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.3.1 КоАП РФ, отсутствие которого исключает привлечение к ответственности по указанной статье.
Объективная сторона правонарушения состоит в оказании активного воздействия на людей, направленного, во-первых, на возбуждение ненависти, то есть сильной стойкой неприязни к отдельному лицу или группе лиц, во-вторых, на возбуждение вражды, то есть ненависти между группами людей, и, в-третьих, на унижение достоинства отдельного лица или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности какой-либо социальной группе. 
Высказывание суждений и умозаключений, затрагивающих вопросы межнациональных, межконфессиональных или иных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, языка, национальности, происхождения, отношениях к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, не образует состав правонарушения, предусмотренного ст.20.3.1 КоАП РФ.
Действия, указанные в ст. 20.3.1 УК РФ, влекут ответственность только в случае их совершения публично или с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Публичность предлагает обращение к неопределенному, как правило, широкому кругу лиц.
Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел. Субъектом правонарушения является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязательства, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.3.1 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.
Состав правонарушения является формальным. Правонарушение считается оконченным с момента публичного провозглашения либо размещения противоправной информации.

Прокуратура г. Сортавала



8. Вступили в силу изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
С 01.10.2019 вступили в силу изменения в ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
Теперь, согласно ч. 6 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению в суд прилагается помимо документа, подтверждающего уплату государственную пошлину, доверенности, документов, подтверждающих обстоятельства, на которые истец основывает свои требования доказательств, подтверждающих выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен законом, необходимо прилагать уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, согласно ст. 131 Гражданского процессуального кодекса в исковом заявление необходимо будет указывать сведения об ответчике: для гражданина – фамилия, имя, отчество и место жительства, а также дата и место рождения, место работы и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счёта, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации – наименование и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.

Прокуратура г. Сортавала


9. Уголовная ответственность за незаконную добычу(вылов) водных биологических ресурсов
Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов по ч. 1 ст. 256 УК РФ, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Указанные преступления наказывается штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Квалифицированными составами указанного преступлениями являются незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах (ч. 2), а также совершение преступлений лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб (ч. 3).
Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов понимаются действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова).
Обязательным условием отнесения указанных действий к противоправным является их совершение лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.
Крупным ущербом признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий 100 тыс. руб., особо крупным – более 250 тыс. руб.
К самоходным транспортным плавающим средствам относятся те из них, которые оснащены двигателями (например, суда, яхты, катера, моторные лодки), а также иные плавающие конструкции, приводимые в движение с помощью мотора.
Местом нереста признаются море, река, водоем или часть водоема, где рыба мечет икру, а под миграционным путем к нему — проходы, по которым рыба идет к месту нереста.
Под иными способами массового истребления водных животных понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания: прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, перегораживание водоема (например, реки, озера) орудиями лова более чем на две трети его ширины, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий.

Прокуратура г. Сортавала



10. Запрещено уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам
Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ внесены изменения в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наиболее существенные изменения претерпела первая из указанных статей.
Так, с учетом изменений наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, на основании новой части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.
Вместе с тем указанные положения не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Одновременно часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена нормой, согласно которой каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Изменения вступили в силу с 26 июля 2019 года.

Прокуратура г. Сортавала


11. С 1 октября 2019 года изменяются условия предоставления гражданам займов и кредитов
Согласно информации Банка России от 01.10.2019 с 1 октября 2019 года изменились условия предоставления гражданам займов и кредитов.
С указанной даты банки обязаны рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщиков (ПДН) при принятии решения о предоставлении кредита от 10 тыс. рублей (или в эквивалентной сумме в иностранной валюте) и формировать дополнительный запас капитала при кредитовании заемщиков с высоким уровнем ПДН (более 50%). ПДН рассчитывается как отношение среднемесячных платежей заемщика по всем кредитам и займам к его среднемесячному доходу. Аналогичные меры приняты и в отношении микрофинансовых организаций.
Предоставлять гражданам займы, обеспеченные ипотекой, смогут только профессиональные кредиторы, которые находятся под надзором Банка России, - банки, микрофинансовые организации и потребительские кооперативы, уполномоченные АО "ДОМ.РФ" организации и ФГКУ "Росвоенипотека". Данное ограничение не распространяется на выдачу ипотечных займов работодателем своему работнику.
Всем видам микрофинансовых организаций предоставляется возможность проводить идентификацию клиентов с помощью государственных информационных систем, что позволит снизить возможности для мошенничества.
Для кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов установлены ограничения процентной ставки по потребительским займам, обеспеченным ипотекой, и в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Определено, что ставка по таким займам не должна превышать 17% годовых.

Прокуратура г. Сортавала



12. Подписан Федеральный закон, направленный на комплексное совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности", в частности:
- определяются понятия "зона транспортной безопасности" и "зона безопасности";
- уточняется состав объектов транспортной инфраструктуры;
- устанавливается, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства и угроз террористического характера осуществляется в отношении транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям;
- устанавливается, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства;
- субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны обеспечивать на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям ФСБ России, МВД России, Ространснадзора, а также передачу таких данных в служебные помещения на объекте транспортной инфраструктуры, предоставленные (переданные) территориальным органам и (или) подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями;
- подразделения транспортной безопасности наделяются правом на приобретение, хранение и применение специальных средств для защиты любых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а подразделения транспортной безопасности, защищающие объекты транспортной инфраструктуры первой и второй категории, - правом на приобретение, хранение и применение боевого ручного стрелкового оружия;
- уполномоченным работникам подразделений транспортной безопасности предоставлено право задерживать для незамедлительной передачи органам внутренних дел или органам ФСБ России физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества или взрывные устройства, ядовитые или радиоактивные вещества при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения, а также по документам, удостоверяющим личность, устанавливать личность физического лица, находящегося и (или) пересекающего зону транспортной безопасности.
Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Прокуратура г. Сортавала



13. В УПК РФ внесены изменения, касающиеся оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и продления сроков содержания под стражей
Федеральным законом от 02.08.2019 № 315-ФЗ «О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены изменения, определяющие категории лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, в отношении которых не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
К таким лицам законодатель относит: индивидуальных предпринимателей (если преступления совершены в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим им имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности); членов органа управления коммерческой организации (если преступления совершены в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности).
Кроме того, в законе прямо указано, что постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания под стражей должно содержать сведения о проведенных следственных и иных процессуальных действиях в период после избрания меры пресечения или последнего продления срока содержания под стражей, основания и мотивы дальнейшего продления срока содержания обвиняемого под стражей.
При этом, если одним из мотивов продления срока содержания под стражей является необходимость производства следственных и процессуальных действий, приведенных в предыдущих ходатайствах о продлении срока меры пресечения, то в соответствующем постановлении необходимо отразить причины, по которым эти действия не были произведены в установленные ранее сроки содержания обвиняемого под стражей.
Вместе с тем, законодатель предоставил суду право продлевать срок содержания под стражей на меньший, чем указано в постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания под стражей, если посчитает его достаточным для выполнения объема следственных и иных процессуальных действий, приведенных в этом постановлении.

Прокуратура г. Сортавала




Возврат к списку




Дата изменения: 01.02.2019 09:16